Сегодня идет свободное скачивание без начисления Download

Борис Вахтин - Портрет незнакомца. Сочинения [2010, FB2, RUS]

Ответить на тему
 
Автор
Сообщение

Omen ®

Стаж: 6 лет 2 месяца

Сообщений: 184293

Торрент-статистика

Пост 26-Ноя-2016 01:00

[Цитировать]

Борис Вахтин - Портрет незнакомца. Сочинения
.
Год: 2010
Автор: Борис Вахтин
Жанр: Современная проза, публицистика, философия
Издательство: Журнал «Звезда»
ISBN: 978-5-7439-0149-4
Страниц: 930
Язык: Русский
Формат: FB2
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Описание:
В книге представлена художественная проза и публицистика петербургского писателя Бориса Вахтина (1930–1981). Ученый, переводчик, общественный деятель, он не дожил до публикации своих книг; небольшие сборники прозы и публицистики вышли только в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тем не менее Борис Вахтин был заметной фигурой культурной и литературной жизни в 1960–1970-е годы, одним из лидеров молодых ленинградских писателей. Вместе с В. Марамзиным, И. Ефимовым, В. Губиным, позднее — С. Довлатовым создал литературную группу «Горожане». Его повесть «Дубленка» вошла в знаменитый альманах «МетрОполь» (1979). По киносценарию, написанному им в соавторстве с Петром Фоменко, был снят один из самых щемящих фильмов о войне — телефильм «На всю оставшуюся жизнь» (1975). Уже в 1990-е годы повесть «Одна абсолютно счастливая деревня» легла в основу знаменитого спектакля Мастерской Петра Фоменко.
.
.
.
.
.

Содержание

Игорь Ефимов. Писатель — удивленные глаза
. . . . . . . . . Художественная проза
ТРИ ПОВЕСТИ С ТРЕМЯ ЭПИЛОГАМИ (1959–1964)
Летчик Тютчев, испытатель
Ванька Каин
Абакасов — удивленные глаза
Эпилоги
ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ ДЕРЕВНЯ (1965)
ДУБЛЕНКА (1978)
НАДЕЖДА ПЛАТОНОВНА ГОРЮНОВА (1980)
СЕРЖАНТ И ФРАУ
ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМЦА (1966)
ШЕСТЬ ПИСЕМ
РАССКАЗЫ (1960–1963)
У пивного ларька
Человек из Вышнего Волочка
Мимо теплого дыма
Широка страна моя родная
Ножницы в море
Ее личное дело
Папоротник и ландыши
Анабиоз
Так сложилась жизнь моя...
. . . . . . . . . Философская проза и публицистика
ИЗ КИТАЙСКОГО ДНЕВНИКА (1966–1967)
ГИБЕЛЬ ДЖОНСТАУНА
ПИСЬМА САМОМУ СЕБЕ (1967)
ЭТОТ СПОРНЫЙ РУССКИЙ ОПЫТ (1978)
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО
Список публикаций

Некоторые факты из жизни и творчества

. Борис Борисович Вахтин (30 ноября 1930, Ростов-на-Дону — 12 ноября 1981, Ленинград) — русский советский писатель, драматург, сценарист, философ, переводчик, востоковед-синолог. Старший научный сотрудник ЛО ИВ АН СССР.
Русский советский писатель, переводчик Б.Б. Вахтин родился 30 ноября 1930 года в Ростове-на-Дону. Его отец был журналистом, специальным корреспондентом «Комсомольской правды» в Ростове-на-Дону, в 1935 году погибший в лагере, мать — журналистка, будущая писательница Вера Панова. В 1937 году Борис Вахтин вместе с матерью, старшей сестрой и младшим братом переехал к бабушке, в полтавскую деревню Шишаки. Во время войны с бабушкой и братом пережил оккупацию. Позже В.Ф. Пановой удалось переправить сына в Пермь. В 1947 году Борис Вахтин переехал к матери в Ленинград.
Свою молодость Б.Б. Вахтин, в отличие от большинства друзей, провёл в обстоятельствах довольно благополучных — в том же 1947 году его мать получила первую из трёх своих Сталинских премий, что предполагало определённый комфорт для лауреата и его семьи. Борис Вахтин поступил на китайское отделение Восточного факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1954 году. В 1952 году, ещё будучи студентом, он работал в Ленинградском отделении института народов Азии АН СССР, где в 1962-1964 годах заведовал Дальневосточным кабинетом. В 1957 году окончил аспирантуру, учился у академиков Василия Алексеева и Николая Конрада.
Уже к середине 1960-х годов Б.Б. Вахтин стал преуспевающим переводчиком-китаистом, кандидатом филологических наук (1959). Его профессия в тогдашнем Советском Союзе была довольно востребованной: Борис Вахтин стал видным специалистом в области китайской литературы и культуры, переводчиком древнекитайской поэзии, автором нескольких трудов по литературе Древнего Китая и Кореи. Вышли его переводы: “Эпические сказания народов Южного Китая” (1956), сборник лирики «Юэфу» — “Юэфу: Из древних китайских песен” (1959), “Юэфу: Из средневековой китайской лирики” (1964).
В 1950-х годах Б.Б. Вахтин начал писать собственную прозу. Он вошёл в литературу конца 1950-х — начала 1960-х годов свободной, раскованной походкой, без оглядки на официоз и моду. Главное его произведение того времени — «Три повести с тремя эпилогами» — можно рассматривать как своеобразную декларацию независимости не только от норм господствовавшего социалистического реализма, но и от канонов русской классической литературы, на которые в ту пору ориентировалось большинство авторов. Короткие повести, образующие эту трилогию, связаны между собой лишь местом действия — Ленинградом — да несколькими «переходящими» персонажами.
Первая из повестей — «Лётчик Тютчев, испытатель» — экспрессивное, насыщенное яркими образами и символикой изображение основного элемента тогдашней городской жизни: многоэтажного дома с примыкающим к нему двором. Герой-рассказчик любит «свою женщину Нонну», описывая собственные переживания и любовный опыт с подкупающей откровенностью. Другие обитатели «нашего дома» тоже связаны между собой перекрёстными любовными отношениями. Актриса Нелли вожделеет к лётчику Тютчеву, который, однако, сохраняет верность своей избраннице, «хрупкой мексиканке в советском подданстве». Художник Циркачёв покоряет сердце своей натурщицы и поклонницы «девочки Веточки». Позже он влюбляется в Нонну и пытается отбить её у рассказчика. От прежней своей возлюбленной он намеревается отделаться, «передав» её простодушному солдату-инвалиду Тимохину. Среди обитателей дома — «наш писатель» Карнаухов, знаменитый борец за мир Мартын Задека и многие другие пёстрые фигурки, «прорва всякого народа числом пятьдесят квартир». Смысловой посыл повести — в столкновении коллективистского и личностного начал. Человеческий мир дома, несмотря на присутствие в нём «выдающихся жителей», предстаёт здесь как органическая целостность, как семья, в которой родовое сходство преобладает над индивидуальными особенностями её членов.
Население дома являет собой, по мысли Вахтина, модель России в миниатюре. Главный герой повести, Фёдор Иванович Тютчев, богатырь, покоритель небес, поборник справедливости, харизматическая личность, служит гарантом единства и внутренней устойчивости этого сообщества, живущего по неписаным правилам коммунального быта и этики. Художник же Циркачёв — пришелец, посторонний в этом тесном мирке — представляет противоположный полюс оппозиции. И дело даже не столько в его тяготении к малопонятным символам и абстракциям. Он явно стремится к личностному самоутверждению, он противопоставляет себя массе дворового «народонаселения».
В повести «Ванька Каин» история жизни, любви и гибели главного героя, предводителя местной шпаны, развёртывается на пересечении двух контекстов: большого города с его отчуждающим влиянием и «русской цивилизации»: «В городе — ни в каком — нет отечества; не обнаруживается. Тут забота не о родной земле, а о родном асфальте. Тут и место для Каина». Каин — порождение всей жестокой российской истории. В лаконичном её конспекте, представленном Вахтиным, всё переплетается: «Родила его толстая баба, сатанина угодница…; вспоила его кровью царевича Дмитрия да полынным настоем, вскормила хлебом, политым слезами, пеленала в невские туманы, баюкала звоном кандальным и стоном земли. А отцами были у Каина худые арестанты и толстые баре, юродивые с Мезени и Мазепы с Украйны, матросы в кожаных куртках, юнкера безусые, кулаки с обрезами и поэты с красными образами, попы и палачи с высшим образованием». Последний «подвиг» Ивана — поджог деревенского дома, в котором он скрывался. После этого следы героя теряются, фигура Каина растворяется в тумане противоречивых версий его конца.
Последняя повесть цикла, «Абакасов — удивлённые глаза», - рассказ о советском «лишнем человеке», интеллигенте, очарованном страннике. Этот впечатлительный и хрупкий человек воспитан среди осколков старой дворянской культуры, он никак не совмещается с окружающей его нормально-пошлой действительностью. Вахтин изображает своего героя в двоящейся перспективе. В плоскости житейско-психологической Абакасов — чудак и неудачник, не знающий жизни и пасующий перед её требованиями. Но в другом плане он — «маленький герой», верный раз и навсегда выбранному пути. Абакасов считает себя облечённым высокой миссией — когда-нибудь в будущем повести человечество к сияющей цели, загадка которой будет открыта только ему. Финал «Абакасова» многозначителен. Встреча с «незаконнорожденным» сыном, плодом пропущенной, неоценённой любви, открывает герою его жизненную недостаточность, недовоплощённость его существования. И Абакасов отвечает поступком экстравагантным, бросающим вызов логике и здравому смыслу: «Ранним-преранним утром, когда мир ещё спит всем миром, на улицу вышел Абакасов, неся под мышкой длинный, как мачта, предмет. Сверху вниз глядели чёрные блестящие атланты Зимнего дворца, обременённые ношей, смотрели укоризненно на человека необременённого. Непреклонно, подняв голову, вышел Абакасов на пустынную площадь и там поставил свою мачту, развернул намотанное на неё знамя и побежал вперёд, неся его над головой как парус. Падал ангел с колонны под тяжестью креста и смотрел, как по растрескавшейся площади, бескрайней, как Тихий океан, как полушарие Земли, бежит со знаменем в руках маленький Абакасов». Характерно, что этот гротескный акт самоутверждения совершается в самом центре города. Успех трилогии Вахтина был потрясающим, а две его лучшие повести — «Лётчика Тютчева» и «Абакасова» сотни людей литературного Ленинграда 1960-1970-х годов знали буквально наизусть.
В 1964 году вместе с писателями Владимиром Марамзиным, Игорем Ефимовым и Владимиром Губиным Б.Б. Вахтин создал литературную группу «Горожане». В декларации этой группы говорилось: «Чтобы пробиться к заросшему сердцу современника, нужна тысяча всяких вещей и ещё свежесть слова. Мы хотим действенности нашего слова, хотим слова живого, творящего мир заново после Бога. Может быть, самое сильное, что нас связывает, - ненависть к пресному языку…» Сергей Довлатов, позднее примкнувший к "Горожанам", назвал Бориса Вахтина "негласным командиром содружества равных". "Мне импонировала в нём чёрточка ленивого барства, — вспоминал потом Довлатов в своей книге «Ремесло». — Его неизменная готовность раскошелиться. То есть буквально — уплатить за всех". Вахтин и его товарищи по группе намеревались вернуть в литературу 1960-х годов гоголевское словесное роскошество, лесковскую затейливость — и буйство языковой экспрессии, характерное для советской прозы 1920-х годов, для творчества Бабеля, Платонова, Олеши. Составленный ими в январе 1965 года одноимённый сборник, к которому Вахтин написал предисловие, был предложен в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель». После долгих обсуждений и двух рецензий (положительной А.Розена и резко отрицательной В.Кетлинской) сборник издательством был отвергнут и распространялся в самиздате.
Вахтин не был прирождённым диссидентом. Он стремился по возможности свободно и непринуждённо жить и работать в своей родной стране, хотел обустроить единственно данную ему историческую ситуацию. Он не хотел становиться профессиональным оппозиционером, эмигрантом — внешним или внутренним. Но одновременно он органически не был способен приспосабливаться, умещаться в прокрустовом ложе официоза. В результате в своих произведениях Вахтин прежде всего взывает к ясному и полному видению прошлого, без идеологических туманов и изъятий. На страницах своих повестей и рассказов 1960-х годов он стремится передать экспрессивными художественными средствами и вздыбленную, многоликую советскую действительность послесталинской поры, и драматичный национальный опыт последних столетий. Он жаждет вместить всю полноту российского бытия в свои сюжетные ходы, в размашистые рассуждения героев, в лукавые авторские отступления.
Параллельно с «Тремя повестями» Б.Б. Вахтин пишет серию коротких рассказов, которую объединяет в цикл «Широка страна моя родная». В 1965 году в альманахе «Молодой Ленинград» выходят два рассказа Б.Б. Вахтина, а потом повесть «Одна абсолютно счастливая деревня» (1965) — 26 эпизодов из жизни русской крестьянки, муж которой погиб на войне. В эпизодах передаётся образ мыслей, свойственный простому народу; при этом комизм диалогов сменяется сюрреалистическими монологами предметов (например, колодца). В этой повести Вахтин переходит от городской тесноты к простору и покою патриархального сельского уклада, к небу, лесу, реке, к непрерывности и круговороту природных процессов. Изображая в пасторальной неторопливой тональности жизнь некоей обобщённой «счастливой деревни», её главных обитателей, Михеева и Полины, писатель размышляет о простейших основах бытия, о первозданной его гармоничности. Вахтин стремится выстроить и обосновать шкалу ценностей, возвышающуюся над суетой повседневности. Характерно, что в описании этой реальности и помина нет о «колхозном строительстве», о подлинных проблемах и трудностях жизни предвоенного периода. Это не требуется — ведь изображаемая деревня не советская и не досоветская. Она — воплощение «платоновской идеи» естественного, здорового, органичного существования на земле, с трудом, любовью, ясными человеческими отношениями.
Борис Вахтин оставался фактически неформальным лидером молодых ленинградских писателей, организовывал литературные выступления, вёл на ленинградском телевидении программу «Русский язык». В 1966 году он был отстранён от работы за высказывания, прозвучавшие во время передачи, посвящённой сохранению традиционных топонимов. Он был близок к правозащитному движению, подписывал обращения в защиту политзаключённых. В 1964 году выступал в поддержку Иосифа Бродского, боролся за его освобождение. Подпись Вахтина, удостоверяющая точность пересказа, стоит под записями из зала суда над Бродским. В 1966 году во время суда над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем Вахтин вёл записи, которые позже использовались в правозащитном бюллетене «Хроника текущих событий», собирал подписи в их защиту. 30 января 1968 года Б.Б. Вахтин участвовал в организации вечера Экспериментального литературного объединения в Доме писателей, с участием И.Бродского, С.Довлатова и других. После этого разгневанное ленинградское партийное руководство инициировало кампанию увольнений и проработок.
В 1967 году Б.Б. Вахтин написал своего рода эссе — «Письма к самому себе», которое никогда не пытался публиковать. Сочинение это, очевидно, предназначалось для сугубо внутреннего пользования, но и внешнему наблюдателю оно многое проясняет. Вахтину были присущи многие интеллигентские убеждения: уважение к «простому человеку», настороженное отношение к власти, вера в особое предназначение и особый путь России, предпочтение коллективизма индивидуализму. При этом он умудрялся избегать крайностей, совмещал веру в свои ценности с терпимостью к другим мнениям. В «Письмах к самому себе» Вахтин, в частности, говорит о раздвоении его собственной личности на «пишущего», органично живущего в мире слов и образов, и «существующего» — обретающегося посреди человеческих связей, житейских и гражданских забот. Так вот, начиная со «Счастливой деревни» «существующий», озабоченный своей общественной позицией и общим благом, стал теснить в Вахтине «пишущего». Этим и объясняется наступившая в его творчестве десятилетняя пауза. В этот период Б.Б. Вахтин продолжал работать как переводчик китайской литературы, преподавать в университете. На эти же годы пришлись и манифестации гражданского мужества Вахтина. В 1974 году его вызывали свидетелем на процессы В.Марамзина и М.Хейфеца, но он отказался давать показания, из-за чего впоследствии (в 1976 и 1978 годах) не смог защитить докторскую диссертацию. В 1975 году, после ареста и эмиграции В.Марамзина, закончился литературный проект «Горожане», которому Вахтин отдал много сил и энергии. Сборник, в который вошли произведения В.Губина. И.Ефимова, В.Марамзина и самого Вахтина («Три повести»), отнюдь не антисоветские, но и не укладывавшиеся в канон соцреализма, был по-тихому удушен в издательских коридорах и кабинетах. В эти же годы Б.Б. Вахтин выступает в качестве автора сценариев нескольких художественных фильмов, в том числе “Найди меня, Лёня!” (1971), “Лавина” (1975), и популярного телефильма “На всю оставшуюся жизнь” (1975) — экранизации романа В.Ф. Пановой «Спутники» — в соавторстве с режиссёром Петром Фоменко.
Только в конце 1970-х годов появляются новые законченные произведения Б.Б. Вахтина. Повесть «Дублёнка», написанную в 1978 году и включённую в диссидентский бесцензурный альманах «Метрополь», можно назвать сатирой на быт и нравы советской и партийной номенклатуры эпохи застоя. Одновременно это дань «незабвенному вралю и несерьёзнейшей личности Николаю Васильевичу Гоголю», как писал Вахтин в тех самых «Письмах к самому себе». Повесть являет собой изящный пересказ мотивов «Шинели» и «Ревизора». Герой повести Филармон Иванович, заурядный и примерный партийный функционер, вдруг, не по своей воле, выламывается из привычного жизненно-служебного порядка с его унылой, добровольно-принудительной регламентированностью. Богатство и непредсказуемость жизни открываются ему в образе молодой поэтессы-авангардистки Лизы, в которую Филармон Иванович влюбляется. А уж затем влюблённым овладевает и более приземлённое, но столь же сильное вожделение: стать обладателем модной дублёнки.
Интересен в повести загадочный персонаж по имени Эрнст Зосимович Бицепс, некая помесь Хлестакова и Калиостро, лицедей и виртуозный делец. Каким-то чудом Бицепс, не имеющий никаких официальных постов и должностей, становится влиятельнейшим лицом, чьей благосклонности ищут писатели и генералы, режиссёры и директора заводов. Своим явлением Бицепс нарушает сплошную непрерывность властной иерархии, обнаруживает её ненадёжность. Но главное в повести — то преображение-просветление, которое переживает по ходу действия Филармон Иванович, переходящий в новое бытийное состояние. В нём открывается живая человеческая душа, способная мечтать, страдать, протестовать. В карьерном плане это, конечно, приводит героя к полному крушению. Дальнейшая его судьба — лишение должности, исключение из партии — рисуется в нескольких противоречивых версиях. Согласно одной из них, Филармон Иванович, подобно своему литературному прототипу Башмачкину, становится привидением и в этом качестве без помех предается своей страсти к театру.
Повесть «Надежда Платоновна Горюнова» — последнее произведение художественной прозы Вахтина. И самое объёмное — почти сто книжных страниц. Здесь находят дальнейшее развитие художественные приёмы «Дублёнки». Снова в фокусе несовместимость естественной жизни с рутиной номенклатурного существования, любовь как преображающая и просветляющая сила, трагическое родство любви и смерти. Повествование ведёт герой-рассказчик, наблюдатель, но и участник событий, лукавый, охотно пускающийся в необязательные отступления и рассуждения на смежные темы. Он-то и описывает перипетии жизни главной героини повести Надежды Платоновны: её трудное детство, приход к религии и удаление от неё, её отношения с мужчинами, покоренными её красотой. В манере повествования смешиваются интонации сказа, сказки, всё это приправлено мягким юмором, подёрнуто легкой дымкой сентиментальности, над которой сам же рассказчик и посмеивается. Вахтин теперь скорее склонен жалеть, чем осуждать людей, и не только таких, как Афанасий Иванович, крупный управленец, встретивший на своём жизненном пути Надежду — на радость себе и на горе, ибо то, что виделось ему лёгким и усладительным романом, переворачивает его судьбу. Даже говоря о родителях Надежды, отце-пьянице и матери-садистке (таких персонажей в его ранней прозе не было), автор и в них ищет и находит человеческие черты, потенциал добра.
Последние повести Вахтина резко отличаются от его ранних произведений. Блистательная и совершенная, весёлая и отчаянная проза «Трёх повестей» и «Одной абсолютно счастливой деревни», безусловно, одно из высших достижений всей русской прозы ХХ века, заместилась в «Дублёнке» и «Надежде Платоновне Горюновой» вполне качественной, но скромной нравоописательностью и обличительностью с очень ограниченной глубиной. В произведениях «позднего Вахтина» сквозит незнание жизни, которую, казалось бы, он должен знать гораздо лучше — со всеми её дублёночными страстями, партийно-хозяйственным бытом и провинциально-командировочными любовями 1970-х годов. Что случилось с прозой Вахтина в семидесятые годы — сказать трудно. Во всяком случае, вряд ли то была «стилистическая капитуляция», характерная для почти всех подцензурных писателей советского времени — постепенный, сначала по принуждению, а потом по убеждению, переход к соблюдению норм, приемлемых для советского литературного сознания. В 1960-х годах подцензурным писателем Вахтин не был, а в 1970-х, в том числе и в результате своего участия в разных судебных и общественных процессах, он и вовсе оставил надежды на официальную публикацию своей прозы. Последней попыткой была отдача «Дублёнки» в альманах «Метрополь», хотя повесть эта предназначалась для издания «здесь» — для сдачи сначала в ВААП и Госкомиздат. К своим последним произведениям Б.Б. Вахтин относился так же трепетно как и к ранним, и всегда болезненно реагировал, когда ему казалось, что собеседнику «Дублёнка» нравится меньше ранних повестей. А казалось так многим…
В советской печати у Бориса Вахтина вышло всего три рассказа, а начиная с 1977 года его рассказы и повести печатались в эмигрантских журналах «Время и мы», «Эхо». Кроме упомянутого, Б.Б. Вахтин написал также документальное повествование «Гибель Джонстауна», посвящённое массовому самоубийству членов американской секты «Народный храм» в Гайане (эта загадочная история вызвала в своё время немало спекуляций в духе «теории заговора»). Но и это произведение при жизни писателя не было опубликовано. Помимо художественной прозы Вахтин писал социально-исторические и философские трактаты, главы из книги «Этот спорный русский опыт» публиковались в 1986 году в журнале «Эхо» под псевдонимом Василий Акимов. Б.Б. Вахтин был принят в Союз Писателей СССР, но как переводчик китайской поэзии, в 1978-1981 годах руководил семинаром переводчиков с восточных языков.
Борис Вахтин умер в Ленинграде от инфаркта (второго) 12 ноября 1981 года. Один из самых талантливых и оригинальных писателей советского периода был похоронен на кладбище в Комарово, рядом с матерью, В.Ф. Пановой. Он умер, так и не увидев своих сочинений официально напечатанными в России. Противостояние спруту системы, упорное, хоть и без вызова, пребывание в независимой позиции покупались дорогой ценой. Хроническое отсутствие публикаций, которое Вахтин переносил с усмешкой, на деле глубоко его уязвляло. При жизни почти ничего из его прозы не было опубликовано, но он любил горько повторять, что “посмертно всё будет хорошо”. Так и получилось. Рассказы и повести Б.Б. Вахтина дождались своего часа только в период перестройки. В 1986 году был напечатан сборник его художественно-документальной прозы, название которому дал очерк «Гибель Джонстауна». А в 1990 году появилась книга «Так сложилась жизнь моя…», в которую вошли почти все его художественные произведения. Пьесы Б.Б. Вахтина лишь в 2000-х годах были поставлены в Петербурге, Москве и других городах России. Замечательный спектакль по повести «Одна абсолютно счастливая деревня» был поставлен в 2000 году Московским театром-студией Петра Фоменко.
.
Библиография
.
Эпические сказания народов Южного Китая. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956 (перевод, комментарии; совм. с Р. Ф. Итсом).
Юэфу: Из древних китайских песен. М.; Л.: Гослитиздат ЛО, 1959 (перевод, комментарии).
Юэфу: Из средневековой китайской лирики. М.: Наука, 1964 (перевод, комментарии).
Борис Вахтин. Две повести (Одна абсолютно счастливая деревня; Дубленка) — Анн Арбор: Ардис, 1982.
Борис Вахтин. Гибель Джонстауна. — Л.: Советский писатель, 1986. — 325 с.
Борис Вахтин. Так сложилась жизнь моя...: Повести и рассказы / Послесл. М. Борисовой. — Л.: Сов. писатель : Ленингр. отд-ние, 1990. — 349 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-265-01067-X.
Борис Вахтин. Портрет незнакомца. Сочинения. — СПб.: Журнал «Звезда», 2010. — 930 с. — ISBN 978-5-7439-0149-4.
Вне форума [Профиль] [ЛС]
Похожие темы
Форум Тема Автор Торрент Отв. Посл. сообщение
./templates/default/images/folder_dl.gif Обучающее видео [HighlightsSchool] Борис Вербицкий | Начальный и продвинутый курс ретуши (2013) PCRec Omen
1 | 0

0 | 3115

104

2014-11-08 21:23
Omen Последнее
./templates/default/images/folder_dl.gif ЖЗЛ. Биографии. Мемуары. Историография. Борис Акунин | История Российского государства (обновляемая) [3 книги] (2013-2015) [FB2] moralis
1 | 0

0 | 1435

11

2016-04-03 23:21
moralis Последнее
./templates/default/images/folder_dl.gif Разное [Денис Борисов] 317 Плагинов для управления вселенной [2016, PDF, RUS] Omen
1 | 0

0 | 1070

1

2016-05-23 21:00
Omen Последнее
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: Сегодня 13:42

Часовой пояс: GMT + 3



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы


 
 
 
 
Goniometro cm 12 x 360°/400° Fara Sessagesimale Centesimale Plexi Azzurrato | Strike the Blood II OVA | http://uploadgig.com/file/download/6f184ec98101dAF3/Invictus.ws_alpha.2018.1080-drones.part7.rar